При петербургском дворе обычай подавать по утрам чашечку шоколада ввела, по-видимому, Екатерина II. Про её фаворита Потёмкина современники писали: «Время до обеда проходило в том, что он пять-шесть раз пил то кофе, то шоколад, закусывая ветчиной или цыпленком». Большим гурманом и любителем шоколада был и её первый министр Никита Панин. Менее сановным дворянам XVIII века напиток, как правило, был не очень доступен, хотя он и упоминается в мемуарах, скажем,Болотова.
"Демократизация" горячего шоколада произошла после изобретения Хойтеном порошкового какао и появления на рынке дешёвого свекловичного сахара. Уже у Гоголя гарсон на Невском проспекте «летает, как муха, с шоколадом», чашку шоколада заказывает в трактире майор Ковалёв, равно как и господин Голядкин у Достоевского. Жена чиновника Калиновича у Писемского «с приличною томностью в лице пила каждое утро шоколад и меняла потом, раза два и три, свой туалет».
В середине XIX века шоколад в России всё ещё варили. Дмитрий Карамазов, например, «распорядился, чтобы был сварен шоколад на всех девок». Путешествующему Гончарову подавали «толчёный дорогой чай, взбитый с пеной, как шоколад». Тургенев описывает в «Вешних водах» возвышающийся на покрытом чистой скатертью круглом столе «огромный фарфоровый кофейник, наполненный душистым шоколадом, окружённый чашками, графинами с сиропом, бисквитами и булками, даже цветами».
Твёрдый шоколад завоевал Россию только в последней трети XIX века. Шоколадными конфетами потчевали своих детей уже герои «Анны Карениной». К концу XIX века получили огромную популярность красочно оформленные наборы шоколадных конфет, выпускавшиеся на фабриках Абрикосова и Эйнема. В магазине Абрикосова на углу Никольской улицы лакомства вроде кусочков ананаса в шоколаде стоили 2,5 рубля за фунт.
В СССР шоколад долгое время рассматривался как деликатесный и дорогостоящий товар, свойственный буржуазному образу жизни. В книге «Восстание» (1934) И. Овчаренко саркастически громил «русскую буржуазию, прижимавшую к груди кусочки шоколада». Соответственно, ассортимент продукта в то время был не велик. Лишь в начале 1960-х годов советским правительством была принята новая продовольственная программа, в которой особое внимание отводилось созданию массового, доступного по цене молочного шоколада. Итогом работы советских кондитеров стало появление на прилавках магазинов в середине 1960-х шоколада марки «Алёнка», названного, по преданию, в честь дочери Валентины Терешковой